Логгин \(по прозвищу Корова Шишелев, или Шишеловский\)

Логгин \(по прозвищу Корова Шишелев, или Шишеловский\)
Логгин (по прозвищу Корова Шишелев, или Шишеловский) (ум. 1624) – уставщик Троице-Сергиева монастыря, мастер-распевщик. Родом из Великого Устюга (в синодике 1595 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры (ГБЛ, ф. 304. III. № 25) сохранилось имя его отца – Тихон). Л. начал службу клириком в Московском Чудовом монастыре, о чем свидетельствует рукопись ГБЛ, ф. 304.1. № 428 (стихирарь с писцовой записью Л.), затем был головщиком, а позднее уставщиком в Троице-Сергиевой лавре. Год смерти Л. определяется по синодику Троице-Сергиевой лавры ГБЛ, ф. 304. I. № 41. Л. отличался буйным и неуживчивым характером, неоднократно вступал в конфликт с архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием Зобниновским, с церковными властями по вопросам богослужения, догматики, а также отстаивая свои убеждения в вопросах певческой практики. Дело дошло до того, что Л. по поводу исправления Требника выдвинул обвинение против Дионисия и его единомышленников на соборе 1618 г., который окончился осуждением и ссылкой Дионисия. Известны пять певческих рукописей, в которых так или иначе упоминается имя Л.: ГБЛ, ф. 304, собр. Тр.-Серг. лавры, I. № 428 (кон. XVI в.); I. № 449 (2-я четв. XVII в.); собр. МДА фунд., ф. 173, № 78 (нач. XVII в.) – певческий сборник, Стихирарь в котором писан рукою Л.; ГПБ, Солов. собр., № 690/751 (кон. XVI – 1-я пол. XVII в.) – певческий сборник, где четыре стихиры помечены именем Л. (в четвертой крюковая строка не вписана); ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 649/904 (кон. XVI в.) – певческий сборник избранного состава, часть песнопений которого принадлежит распеву Л. Кроме того, известны списки с первого Устава московской печати 1610 г., «ответственным» редактором и издателем которого был Л. Весь тираж этого Устава указом патриарха Филарета 1633 г., т. е. уже после смерти Л., надлежало полностью изъять и уничтожить, потому что, говорилось в указе, издание Л. появилось «без благословения... патриарха Гермогена» (обвинение неосновательное) и, кроме того, указывалось на допущенные ошибки и еретические уклонения. По свидетельству некоторых источников, в частности Жития Дионисия Зобниновского, Л. был многогранно одарен, особенно в области музыкального искусства: «имел от бога дарование паче человеческаго естества: красен бо ему глас и светел бяше, и гремящ вельми, яко во дни его мало обретахуся подобии ему, и в хитрости пения и чтения первый бяше». Л. был незаурядным импровизатором: в том же Житии сказано, что он «на один стих разных распевов пять, или шесть, или десять полагал». Известно также, что у него было много учеников, в том числе его племянник Максим, которого он «научил пети на семнадцать напевов разными знамены, а иные славные стихи переводов не токмо по пяти, по шести, по десяти и больше». Лит.: Мансветов И. Д. Церковный Устав, его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. С. 311–317; Музыкальная эстетика Древней Руси / Сост. А. И. Рогов. М., 1973. С. 66–68; Бражников М. В. Федор Крестьянин. Стихиры. М., 1974. С. 128; Гусейнова 3. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 197–203.
Л. Ф. Морохова

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»